Несколько архитектурных достопримечательностей центра Барселоны — от средневековой готики к изыскам XIX–XX веков, а также краткий обзор истории герба столицы Каталонии


Разнообразие пейзажей, на мой взгляд, является необходимым (но не достаточным) фактором эстетической привлекательности города. Второй необходимый фактор, гармонично сочетающийся с первым, — художественный талант зодчих и строителей. Барселона в этом отношении занимает видное место в обширной и блестящей плеяде европейских метрополий. В своей статье я вкратце рассмотрю лишь несколько достопримечательностей центра Барселоны, которые скомпонованы мною в две группы по принципу максимального разнообразия. Также поведаю несколько любопытных фактов из истории герба Барселоны.

Кафедральный собор

Кафедральный собор Святого Креста и Святой Евлалии (La Catedral de la Santa Creu i Santa Eulàlia) я считаю одним из наиболее симпатичных мне зданий в Готическом квартале Барселоны. Это сугубо личное и, наверное, иррациональное ощущение; объективно говоря, в этом Соборе вряд ли можно найти много оригинальных и выдающихся черт. Но мне он понравился по каким-то загадочным особенностям личного восприятия, вследствие чего я побывал у Собора несколько раз, в том числе для того, чтобы познакомиться с его интерьером.

Евлалия Барселонская (290–304) — святая католической церкви, 13-летняя девочка из числа раннехристианских мучеников, принявшая смерть в эпоху Римской Империи во входившей в ее состав провинции Испания, в Барселоне (в то время носившей название Барсино), за исповедание христианства. Является также православной святой, так как была причислена к лику святых до разделения церквей. За отказ от поклонения римским богам девочку, согласно христианским источникам, подвергли 12-ти пыткам, а 13-ым мучением было обезглавливание. Число 13 является для этого Собора весьма важным, и я к нему еще вернусь.

фасад барселонского Собора в конце XIX века

фасад барселонского Собора в конце XIX века

Строительство продолжалось с 1298 года по 1420 год над криптой бывшей вестготской часовни. Собор построен в готическом стиле, позже были внесены элементы неоготики. Размеры здания собора — 93 м на 40 м. Высота восьмиугольной часовой башни около 50 м, а высота шпиля центральной башни — 70 м. 12 августа 1867 года Римский Папа Пий IX присвоил Собору Барселоны звание Малой базилики (Basilica minor).

Украшение над входом в Собор:

Если главный фасад Собора имеет относительно современное происхождение, то северо-восточная сторона восходит к XIII столетию. Интерес представляют фигурки над порталом, которые видны с маленькой площади Святого Иу — Plaça de Sant Iu (это каталонское имя имеет древнегерманский генезис: от имени Ivo, которое, в свою очередь, происходит от слова iwa / iwo — тисовое дерево).

Интерьер Собора:

Внутри мое пристальное внимание привлекли саркофаги, хранящие останки барселонского графа Рамона Беренгера I Старого (1023–1076) и его супруги — графини Альмодис. Рамон Беренгар I был первым каталонским правителем, расширившим свои владения за Пиренеи. Прозвище «Старый» он получил из-за того, что признавался своими преемниками первым (самым старшим) из графов Барселоны, поскольку именно при нем правители Барселоны окончательно заняли главенствующее положение в Каталонии.

Стóит обратить внимание на герб графства Барселонского (последствии принят Королевством Арагон): в золотом поле четыре червленых столба. Между прочим, герб Арагона и Каталонии является одним из самых старых гербов в Европе. Существует легенда о происхождении герба — одна из самых знаменитых в истории геральдики. Во второй половине IX века норманнские воины в поисках легкой добычи и приключений наводнили своими разбойничьими отрядами побережья Испании. В боях с норманнами владетель Арагона граф Барселонский Вифред Волосатый (IX век) проявил чудеса храбрости и получил при этом множество ран. Прибывший на поле боя Император Карл Лысый пожелал увековечить эти подвиги и, омочив руку в крови, обильно лившейся из ран Готфрида, провел пальцами четыре полосы по золоченому княжескому щиту. По другой версии, боясь умереть неопознанным (поскольку он потерял свой щит в сражении), граф сам взял желтый щит, опустил четыре пальца в рану и выкрасил четыре полосы на желтом щите.

В действительности герб Арагона происходит от красно-золотого знамени раннесредневекового Бургундского (Арелатского) королевства. Он впервые появился на печати графа Барселонского Рамона Беренгера IV в 1150 году. Как предгеральдический символ, красные столбы на золоте были найдены на могилах графа Рамона Беренгера II Барселонского (умер в 1082 году) и его прабабушки Эрмессенды Каркасонской (умерла в 1058 году), которая была женой графа Рамона Боррелла I.

В архитектурном комплексе Собора отдельного внимания заслуживает внутренний двор (клуатр). Кстати, забавно то, что в испанском языке он обозначается словом, которое в русском языке прочно ассоциируется с одной из фобий — claustro (на каталанском языке claustre). В центре клуатра находится фонтан с маленькой скульптурой Георгия Победоносца, покровителя Каталонии.

Пара взглядов из клуатра на монументальные башни Собора:

А теперь вернусь к теме числа 13. В Кафедральном соборе Барселоны его олицетворяют 13 белых гусей, которые своим символизирую чистоту Святой Евлалии. Гуси, естественно, вызывают особую симпатию к барселонскому Собору.

Площадь Короля

Площадь Короля (Plaça del Rei) существует в Барселоне с XIV века. Доминантой площади является Большой дворец Короля (Palau Reial Major), который состоит их трех построек: тронного зала (в центре на снимке), часовни Святой Агаты (справа на снимке) и башни Мартина (слева на снимке).

Большой Королевский Дворец на протяжении XIII–XV веков служил родовым гнездом графов Барселоны. Строение выполнено исключительно в готическом и романском стилях, которые характерны для времени завоевания столицы Каталонии вестготами. В украшениях нет и намека на Ренессанс.

Тронный зал (Salo de Tinell) построили в 1359 году по проекту Гильермо Карбонелли согласно приказа короля Арагона Педро IV Церемонный (1319–1387, граф Барселоны с 1336 года под именем Пере III).

Герб Арагона:

Здание особенно прославилось в 1493 году, так как именно в нем монархи Фердинанд и Изабелла чествовали вернувшегося из своего первого триумфального плавания Христофора Колумба. Впоследствии зал использовался в качестве помещения для суда инквизиции. Осужденных казнили на площади прямо перед зданием.

Частью архитектурного комплекса является башня, выполнявшая с 1555 года функции сторожевого укрепления. Она носит название «Рей Марти» в честь арагонского короля Мартина I (1356–1410) ) по прозванию Гуманный, графа Барселоны с 1396 года. Он был последним потомком Вифреда I по легитимной мужской линии, и с его смертью пресекся Барселонский дом.

Несколько взглядов по сторонам Площади Короля (меня более всего заинтересовали геральдические символы):

Особым великолепием отличается часовня Святой Агаты, построенная в XIV веке. Ее возвели прямо на древнеримских руинах, соорудив невиданный ранее образец изящной готики.

К северо-востоку от часовни Святой Агаты расположена площадь Рамона Беренгера Великого:

В фокусе внимания на этой площади находится бронзовая конная скульптура барселонского графа Рамона Беренгера III Великого (Ramon Berenguer III el Grande); 1082–1131. Статуя создана в 1950 году каталонским архитектором Жозепом Льимоной.

Несколько прочих достопримечательностей Готического квартала

В Готическом квартала мне также понравилась галерея в псевдоготическом стиле (ее часто называют «мостом Вздохов»), перекинутая над Епископской улицей Carrer del Bisbe к Дому каноника — единственному готическому зданию XI века на римском фундаменте, уцелевшему после многочисленных перестроек.

Также мой взор привлекли многочисленные барельефные украшения в Готическом квартале.

Герб с орденом Золотого Руна (это признак очень высокого сословного статуса):

Гербы с экзотическими существами — держателями щитов:

В Готическом квартале есть площадь, которая имеет очень похожее название на площадь Короля — Королевская площадь (Plaça Reial). В отличие от своей почти «тезки», она была построена намного позже — в XIX веке, поэтому к Готическому кварталу относится весьма условно, только географически, но не исторически и не по архитектурному стилю. Площадь первоначально планировалось назвать «Площадью героев Испании», но по политическим мотивам она приобрела нынешнее название.

Фонари на площади созданы по дизайну Антонио Гауди. Площадь является местом притяжения для большого количества горожан и туристов. Здесь расположено множество кафе, ресторанов и баров.

Храм Святого Семейства (Саграда-Фамилиа)

Искупительный храм Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família) является одним из самых грандиозных и знаменитых сооружений в Барселоне (причем недостроенное). Но я не склонен уделять ему много внимания, ибо в моем восприятии этой достопримечательности оказалось чересчур много «слишком»: слишком большой, слишком вычурный, слишком эксцентричный. Кроме того, мне показалось, что этот храм своими чрезмерными габаритами, вычурностью и эксцентричностью слишком резко контрастирует с Кафедральным собором Барселоны, вплоть до степени своего рода оппонирования. И еще меня удивил тот факт, что строительство столь гигантской церкви ведется в XX–XXI веках в условиях очевидного упадка христианской религии.

Кстати, эту церковь часто именуют Собором, что принципиально неверно. Собором называют главный храм города, где находится правящая кафедра епископата (архиерея); единственным известным мне исключением является Императорский собор святого Варфоломея в немецком городе Франкфурте-на-Майне. Епархиальным храмом Барселоны является кафедральный собор Святой Евлалии и Святого Креста (резиденция архиепископа Барселонского), а поэтому для Саграда-Фамилии правильным будет употребление слов церковь или храм.

Храм Святого Семейства строится с 1882 г. по проекту Антонии Гауди. Важно подчеркнуть, что строительство ведется исключительно на частные пожертвования. Недопустимы никакие государственные дотации, так как казенные средства формируются из налогов, то есть являются не добровольными. 7 ноября 2010 года храм был освящен Римским Папой Бенедиктом XVI и был официально объявлен готовым к ежедневным богослужениям. В тот же день он присвоил храму звание Малой папской базилики.

Саграда-Фамилиа — пятинефная церковь с многочисленными башнями. Четыре 120-метровых башни над средокрестием в честь Евангелистов окружат центральную 170-метровую башню Иисуса. Высота храма, по замыслу Гауди, не случайна: его творение не должно превосходить творение Божье — гору Монжуик. После смерти Гауди руководство строительством принял его ближайший соратник Доменек Суграньес. До своей смерти в 1938 году Суграньес успел закончить постройку трех оставшихся колоколен фасада Рождества и завершил работы над керамическим кипарисом, венчающим центральный вход фасада. Этот кипарис, кстати, является элементом герба Римского Папы Льва XIII, во время понтификата которого (1878–1903) было начато строительство храма.

Хотя вид церкви Святого Семейства мне не очень понравился (местами я даже был склонен согласиться с высказыванием поэта Федерико Гарсии Лорки, который назвал Саграда-Фамилию «кашлем чахоточного больного»), но малые скульптурные украшения главного фасада Рождества показались симпатичными.

В расположенном неподалеку от церкви Святого Семейства сувенирном магазине можно посмотреть на модель Саграда-Фамилии в окончательном виде:

Дома начала XX века — стиль «модерн»

В Барселоне находится великое множество интересных домов, построенных в начале XX столетия в стиле «модерн», но я познакомился лишь с несколькими из них. Чтобы охватить взглядом большинство, потребовалось бы намного больше времени, и к тому же я понимал, что это может вызвать эффект пресыщения.

Поэтому ограничился наблюдением тех домов, что попались на глаза на бульваре Пассеч-де-Грасиа в течение организованной экскурсии. А специально сходил только к одному зданию. Многие из этих примечательных зданий украшены типичными для архитектуры каталонского модернизма средствами, которые обобщенно называются тренкадис trencadís) — техника «ломаной» мозаики, составленной из фрагментов керамики (посуды, изразцов) и стекла.

На четной стороне бульвара Пассеч-де-Грасиа я выделил следующие дома:

Дом Мила́ (Casa Milà) — жилой дом, построенный в 1906–1910 годах Антони Гауди для семьи Мила. Здание расположено на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасиа с улицей Карре-де-Провенса (Carrer de Provença). Каса-Мила стал последней светской работой Гауди, прежде чем он полностью посвятил себя работе над храмом Саграда-Фамилиа. Кстати, первоначально мнение барселонцев о новом доме было не слишком высоким, и дом Мила сразу получил прозвище «Педрера» (La Pedrera — каменоломня) за свой запоминающийся неровный и тяжеловесный фасад. Крыша дома Мила декорирована фрагментами бутылок.

Дома Антони Рокамора (Cases Antoni Rocamora) — внушительное здание в неоготическом модернистском стиле с яркими черепичными башенками, похожее на средневековый замок. Спроектировано братьями-архитекторами Жоакимом и Бонавентурой Бассегода-и-Амиго в 1914–1917 гг.

На нечетной стороне бульвара Пассеч-де-Грасиа я выделил следующие дома:

Дом Льео-и-Мореры (Casa Lleó i Morera) — шестиэтажное жилое здание 1905 года (дополнения 1943 и 1988–1989 годов), одно из наиболее ярких и значительных произведений знаменитого архитектора Луиса Доменек-и-Монтанера.

На нижеследующих снимках слева представлен дом Бальо, справа дом Амалье. Вместе с домом Льео-Морера они являются частью «Квартала несогласия», названного так из-за стилистической неоднородности образующих его модернистских зданий.

Дом Бальó (Casa Batlló) также известен как «Дом Костей». Это жилой дом, построенный в 1877 году для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса и перестроенный архитектором Антони Гауди в 1904–1906 годах. Дом Амалье́ (Casa Amatller) — здание в стиле, колеблющемся между неоготикой и модерном. Принадлежало кондитеру Антонио Амалье. Свой нынешний вид дом получил между 1898 и 1900 годом по проекту архитектора Жозепа Пуч-и-Кадафалка (Josep Puig i Cadafalch).

Это здание вызвало у меня особый интерес к архитектору Пуч-и-Кадафалку (1867–1956), который является одним из крупнейших представителей искусства модерн в архитектуре Испании, а затем перешел на позиции каталонского новесентизма.

Именно гению Пуч-и-Кадафалка принадлежит еще одно здание в Барселоне, и именно ради него я совершил довольно длинный пеший маршрут, чтобы рассмотреть более внимательно (после того, как приметил из окна автобуса во время обзорной экскурсии). Этот дом называется Каса-де-лес-Пунчес (Casa de les Punxes), то есть «Дом с Шипами».

«Дом с Шипами» расположен на проспекте Диагональ (если идти от центра Барселоны по Пассеч-де-Грасия, то на Диагонали нужно повернуть направо, и далее ходу еще минут 6–7). Здание занимает квартал между проспектом Диагональ, улицей Брук и улицей Росельо; оно было построено в 1903–1905 годах.

Дом был построен по заказу трех сестер Террадес (Terrades), что стало причиной придания ему второго названия: «Дом Террадес» (Casa Terrades). В задачу архитектора входило объединение трех домов, принадлежащих сестрам.

Название «Дом с Шипами» здание получило из-за шести конических башен со шпилями. Дом подражает средневековым замкам и выполнен с соблюдением концептуальных архитектурных решений европейской готики.

Фасады здания выполнены в кирпиче и тесаном камне, каждый имеет оригинальное украшение — с применением резьбы по камню, декоративных панно.

Здание характеризуется искусствоведами как гибрид фламандской ратуши и одновременно с этим подражание средневековому замку. Иногда даже усматривают влияние знаменитого баварского замка Нойшванштайна. Так или иначе, «Дом с Шипами» — мое любимое здание XX века в Барселоне.

Летучая мышь и герб Барселоны

Теперь снова мысленно вернусь на проспект Пассеч-де-Грасиа, где меня заинтересовали импозантные фонари. Если внимательно присмотреться, то на вершине (над городской, т.е. зубчатой, короной) видна маленькая летучая мышь. Этот декоративный элемент, по моему мнению, заслуживает особого раздела в статье.

Сперва отмечу, что экскурсовод сделал акцент на том, что летучая мышь является символом знаменитого ромового бренда Бакарди. В самом деле, эмигрант из Каталонии дон Факундо Бакарди, который на Кубе разработал технологию производства пригодного для «широкой общественности» рома, в 1862 году сделал это существо «лицом» своего продукта и фирмы Bacardi & Compania. Точнее, это сделала его супруга донна Амалия, которая, увидев, что под крышей завода поселилось семейство летучих мышей, посчитала это хорошим знаком. Для лучшего распространения бренда нужен был запоминающийся логотип, благодаря которому могли начаться крупные продажи товара. Летучая мышь отлично сыграла эту роль.

Но я не могу поверить в том, что фонари в Барселоне стали бы украшать из-за ромового бренда. Тому есть другая причина. Летучая мышь имела важное значение для геральдики этого города, о чем я вкратце расскажу.

Летучая мышь в символику Барселоны «прилетела» из тесно связанного с Каталонией Королевства Арагон. Однако, изначально это была не летучая мышь, а дракон вибра, соответствующий западноевропейскому дракону виверну или символу Казани — зиланту. Вибра венчала шлем Королей Арагона, который назывался Cimera Reial. Впервые вибра появляется на изображениях в XIV веке, но традицией принято считать, что это произошло на сто лет раньше, при великом короле Иакове (Хайме) I.

Однако для увенчивания шлема вибра подходила не лучшим образом, и постепенно пошел процесс ее «эволюции» (или «мутации») в другое существо. Это можно видеть на следующих изображениях:

герб Барселоны в XV веке

герб Барселоны в XV веке

герб Барселоны в XVI веке

герб Барселоны в XVI веке

Тем не менее, в XVII–XVIII веках официально считалось, что это именно дракон украшает герб Барселоны. Кстати, наряду с крестом Святого Георгия Победоносца это существо образовывало весьма курьезное сочетание.

герб Барселоны в XVII-XVIII веках

герб Барселоны в XVII-XVIII веках

Примерно в 1790 году дракона официально сменила летучая мышь.

герб Барселоны примерно в 1790-1870 годах

герб Барселоны примерно в 1790-1870 годах

Постепенно оформлялась новая легенда (вернее, легенды). Например, говорили, что при осаде Валенсии на шлем Короля Хайме I села летучая мышь, и это привело к победе. Правда, в самом раннем варианте вместо летучей мыши фигурировала ласточка.

Летучая мышь продержалась на гербе Барселоны примерно до конца XIX века. В частности, ее изображение, датируемое 1882 годом, можно увидеть на входе в рынок Св.Антония. В 1899–1906 годах летучая мышь присутствовала в значке великого футбольного клуба «Барселона»:

значок футбольного клуба «Барселона» в 1899-1906 годах

значок футбольного клуба «Барселона» в 1899-1906 годах

В ХХ веке летучую мышь с барселонского герба убрали; причина этого мне неизвестна.

Верховный суд и Дворец каталонской музыки

Завершу свой краткий обзор некоторых примеров разнообразия архитектуры каталонской столицы двумя зданиями, расположенными поблизости друг от друга, не имеющих большого разрыва по времени постройки, но сильно отличающихся как по внешнему облику, так и по внутреннему содержанию (в том числе в плане психологического воздействия).

На широкой улице Виа Лаетана (дом 54) расположено административное здание Верховного суда (Tribunal Superior de Justicia Sala Contencioso Administrativo).

Великолепно выглядит торцовая башня, украшенная балконами и скульптурной композицией (смысл которой мне, к сожалению, неведом).

Строгие элегантные линии этого здания произвели на меня сильное впечатление; хотя не могу не отметить, что в контексте событий октября 2017 года (как раз когда я посетил столицу Каталонии) слово «суд» в этом городе приобрело особенно суровое звучание. На здании суда можно увидеть герб Испании: левая верхняя четверть — герб Кастилии, правая верхняя четверть — герб Леона, левая нижняя четверть — герб Арагона, правая нижняя четверть — герб Наварры; внизу гранат, символизирующий Гранаду. Мужская и женская фигуры, судя по многочисленным плодам, символизируют изобилие. Надеюсь, что у испанского правосудия (если уж ему суждено победить каталонскую борьбу за независимость) окажется вдоволь милосердия.

Буквально в паре минут ходьбы от здания Верховного суда на узкой улочке Каррер-дел-Палау-де-ла-Музика, отходящей вбок от Виа Лаетана, расположен невероятно красивый Дворец каталонской музыки (Palau de la Música Catalana). К сожалению, мои снимки и отдаленно не могут передать очарования этого здания; надеюсь, они дадут хотя бы поверхностное представление о нем.

Построенный архитектором Льюисом Доменек-и-Монтанером в стиле каталонского модерна, Дворец является единственным залом в Европе с естественным освещением. Театр был открыт 9 февраля 1908 года. Отделка фасада органично включает в себя элементы многих стилей (например, традиционной испанской и арабской архитектур). На втором уровне главного фасада расположены две колонны, каждая из которых покрыта разноцветными глазурованными плитками и увенчана канделябром. На главном фасаде над колоннами расположены большие бюсты Джованни Пьерлуиджи-да-Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена, а бюст Рихарда Вагнера находится чуть в стороне. Верхняя часть фасада украшена мозаикой.