В статье представлены некоторые предметы из Сокровищницы (Schatzkammer) дворца Гофбург в Вене — столице Австрии. Основную часть материала составляют Имперские клейноды — атрибуты власти правителей Священной Римской Империи Германской Нации. Они делятся на две части: «Нюрнбергские клейноды», хранившиеся с 1424 по 1796 в Нюрнберге, и «Аахенские клейноды», хранившиеся в Аахене до 1794 года.
Имперские клейноды
Аахенские клейноды
Имперское Евангелие (Reichsevangeliar)
Кодекс: мастерские Карла Великого, до 800 года
236 страниц, окрашенных в темно-красный цвет
Пергамент, золотые и серебряные чернила, краски
32.4 х 24.9 см
Оклад: Ганс фон Ройтлинген, Аахен (Германия, регион Северный Рейн), около 1500 года
Серебро, позолота, драгоценные камни
34.5 х 24.9 см
Рукописное Евангелие — самое значительное в небольшой группе манускриптов, созданных при дворе Карла Великого после того, как он обосновался в Аахене (794 год). На коронации, принося клятву на этой книге, новый Король касался пальцами страницы с началом Евангелия от Иоанна. В среднике чеканного оклада изображен Бог-Отец на Небесном Престоле, справа и слева — Дева Мария и архангел Гавриил. В наугольниках — медальоны с символами четырех евангелистов.
Меч Карла Великого (Schwert Karls des Großen)
Восточная Европа (Венгрия?), первая половина X века
Меч — стальной клинок с медной инкрустацией, частичное золочение; рукоять — дерево, рыбья кожа, золото, серебро, позолота, драгоценные камни; ножны — дерево, кожа, золото
Длина 90.5 см
Нет сведений о происхождении меча и времени его отнесения к Императорским знакам власти. Легенды о том, что это меч Аттилы, или трофей Аварского похода франков в 796 году, или дар Гаруна аль-Рашида, не имеют оснований. После того, как меч утвердился в качестве реликвии Карла Великого, новый правитель препоясывался им при коронации.
Нюрнбергские клейноды
Имперская корона (Reichskrone)
Западная Германия или Милан, вторая половина X века
Крест: начало XI века; дуга: период Конрада II (1024–1039); тулья красного бархата: XVIII век
Золото, перегородчатые эмали, драгоценные камни, жемчуг
Налобная пластина
Высота 14.9 см, ширина 11.2 см
Восьмиугольный венец означает Императора. Число 8 присутствует в декоре многих Императорских знаков власти (например, в дворцовой часовне в Аахенском Соборе). Четыре главные эмалевые миниатюры обрамлены драгоценными камнями. Двенадцать драгоценных камней на налобной пластине символизируют двенадцать апостолов Нового Завета. Двенадцать камней на затылочной пластине — двенадцать ветхозаветных колен Израилевых. Оттонианские Короли считали себя преемниками апостолов и первосвященников. На эмалевых миниатюрах — Христос с двумя серафимами, Царь Соломон, Царь Езекия с пророком Исайей. Надписи поясняют их связь с Королем и говорят о милости Господней, справедливости, мудрости и долголетии. На высокой дуге — жемчужное шитье с именем Конрада II. Поводом для создания этой короны послужила коронация в 962 году Оттона I Великого и его сына Оттона (будущего Оттона II) как Императора–соправителя. Имперская корона имеет христологическое значение: Император правит от имени Иисуса Христа, от которого получает власть и которому дает отчет о своих деяниях. На боковой эмалевой вставке с изображением Христа во Славе имеется латинская надпись P[ER] ME REGES REGNANT («Моим именем правят Цари»).
На бандероли латинские слова из псалма: HONOR REGIS RVDICVM DILIGIT («Господь любит праведных»). Давид был образцом Царя–праведника. На эмалевых миниатюрах изображены главные добродетели правителя. Ювелир Оттонианского периода, безусловно, находился под влиянием византийского искусства.
Крест, укрепленный над налобной пластиной, датируется годами правления Генриха II (1002–1024). Лицевая сторона, выложенная драгоценными камнями и жемчугом, символизирует победу. На гладкой внутренней стороне выгравирована фигура Спасителя, который «смертию смерть попрал». Латинская надпись IHC NAZARENVS REX IVDEORVM означает «Иисус Назаретянин Царь Иудейский»
Имперский крест (Reichskreuz)
Западная Германия, около 1024/1025 года
Дубовая сердцевина, крытая красной тканью, золото, драгоценные камни, жемчуг, чернь
Постамент: Прага, 1352 год
Серебро с позолотой, эмали
Высота 78.0 см (с постаментом 92.5 см), ширина перекладины 70.8 см
Имперский крест первоначально служил реликварием: в выдолбленном дереве хранились копье Святого Маврикия (в среднике) и частица Животворящего Креста (в нижнем конце). Крест, богато украшенный драгоценными камнями, был символом триумфа и победы. Надпись крупными литерами на боковых сторонах гласит: ECCE CRVCEM DOMINI FVGIAT PARS HOSTIS INIQVI HINC CHVONRADI TIBI CEDANT OMNES INIMICI («При виде Креста Господня злой враг обратится в бегство, и все враги отступят перед тобой, Конрад») [Конрад II правил как Король Германии в 1024–1039 годах]. Драгоценные камни–кабошоны вставлены в золотую с жемчугом филигранную оправу.
Священное копье (Heilige Lanze)
Каролингский период, VIII век; либо Меровингский период, VII век
Сталь, железо, латунь, серебро, золото, кожа
Длина 50.7 см
В середине наконечника копья выточено отверстие для железной булавки с тремя узлообразными выступами, в которые вделаны три латунных крестика. Не исключено, что изначально они считались частицами железного гвоздя — одного из тех, которыми были пробиты руки и ноги Христа. В XI веке булавка считалась гвоздем от Креста Господня. По одной из легенд, копье принадлежало Святому мученику Маврикию (патрону Империи). Копье Святого Маврикия уже в V–VI веках было известно как тронная инсигния Бургундского Королевства. Позже оно перешло к династии Каролингов. В XIII веке копье стало ассоциироваться с копьем, которым сотник Лонгин пронзил ребра Христа. Золотая накладка периода Карла IV (правил 1346–1378) закрывает отверстие в наконечнике.
Надпись на золотой накладке копья гласит: LANCEA ET CLAVUS DOMINI («Копье и Гвоздь Христовы»). На внутреннем серебряном обруче — более подробный текст: CLAVVS DOMINICVS HEINRICVS D[EI] GR[ATI]A TERCIVS ROMANO[RVM] IMPERATOR AVG[VSTVS] HOC ARGENTVM IVSSIT FABRICARI AD CONFIRMATIONE[M] CLAVI LANCEE SANCTI MAVRICII SANCTVS MAVRICIVS («Милостию Божией Генрих IV, Великий Римский Император, Августейший, приказал сделать сей серебряный обруч, дабы скрепить Гвоздь Господень и Копье Святого Маврикия»).
По преданию, Карл Великий получил это копье от Римского Папы Адриана I. В Оттонианский период копье стало символом могущества, ему приписывалась магическая власть непобедимости. По значению Священное копье стояло выше короны. Его силой объяснялась победа Оттона I над венграми в битве при Лехе (955 год — именно с того времени оно стало считаться rопьем Лонгина). Копье хранилось в поперечной перекладине Имперского креста.
Имперский меч (Reichsschwert) / меч Святого Маврикия
Ножны — Германия, вторая треть XI века
Византийская эмаль (имитация?), дерево оливы, золотые накладки, эмали, гранаты
Меч — Германия, между 1198 и 1218 годами
Стальной клинок с набалдашником и крестовиной с легкой позолотой
Рукоять плотно обвита серебряной проволокой
Длина 110 см
На набалдашнике изображен Имперский герб и герб Римского Короля Оттона IV (1198–1218) с надписью: BENEDICTVS DO[MINV]S DE[V]S QVI DOCET MANV[S] («Благословен Господь Бог, научивший руку [управлять]»). На крестовине надпись: CHRISTVS VINCIT CHRISTVS REIGNAT CHRISTVS INPERAT («Христос побеждает, Христос царствует, Христос правит»). На ножнах — золотая чеканка: фигуры правителей, каждая со скипетром и державой. Если держать меч клинком вверх, фигуры примут нужное положение. Представлены 14 Королей и Императоров — от Карла Великого до Генриха III (Король Германии 1039–1056) из Салической династии, который считается владельцем ножен.
Имперская держава (Reichsapfel)
Кёльн (?), около 1200 года
Золото, драгоценные камни, жемчуг
Высота 21 см
Держава Гогенштауфенов имеет долгую, уходящую в античность традицию. Золотой шар представляет Землю, символизируя мировое господство династии. Навершие с крестом означает Христа–Космократора. Император — его представитель на Земле.
Коронационная мантия (Krönungsmantel / Pluviale)
Королевская придворная мастерская, Палермо, 1133/1134 годы
Шелк, золото, жемчуг, перегородчатые эмали, рубины, шпинели, сапфиры, гранаты, стекло
Длина 146 см, ширина 345 см
Как сообщает куфическая надпись на полукруглом подоле, мантия была изготовлена при дворе сицилийского Короля Рожера II (1095–1154) в Палермо в 528 году по мусульманскому летоисчислению, то есть в 1133 или 1134 году. Золотом на красной парче восточные мастера вышили древние символы власти, окаймленные двойными рядами жемчуга. В центре — Древо жизни, по обе стороны которого геральдический золотой лев бросается на верблюда. Верхний край мантии украшен 30 квадратиками перегородчатой эмали и великолепным жемчужным шитьем. Над головой каждого льва нашита большая розетка перегородчатой эмали в четырехлопастном медальоне. Розетки на львиных головах и лапах могут означать звезды: по традиции, правитель должен быть окутан «небесной мантией».
В 1194 году вместе со стихарем и далматиком мантия перешла по наследству династии Гогенштауфенов как часть сокровищ норманнских Королей. После коронации в Риме в 1220 году Фридрих II Гогенштауфен передал эти одеяния в сокровищницу. Как и другие регалии, они были упомянуты впервые в Германии в 1246 году в инвентаре, сделанном для того, чтобы передать их Конраду IV в замке Трифель в Рейнском палатинате (Пфальце). Использование одеяний восточного происхождения и особенно коронационной мантии с выразительными мотивами чужой культуры символичны для наднационального характера Священной Римской Империи Германской Нации.
Церемониальный меч (Zeremonienschwert)
Палермо, до 1220 года
Набалдашник: Прага, третья четверть XIV века
Меч — стальной клинок; рукоять и крестовина — дерево, золотая эмаль; набалдашник — серебро, позолота; ножны — дерево, пергамент на льняной подложке, золото, эмаль, рубины, жемчуг
Длина 108.5 см
Меч входил в состав предметов для парадного церемониала, привезенных в 1220 году Фридрихом II в Рим на Императорскую коронацию. Начиная с XV века, каждый новый Римский Король посвящал этим мечом в рыцари. С 1424 года Имперские регалии для коронации доставлялись посланниками из Нюрнберга, которых всегда посвящали в рыцари.
Регалии Австрийской Империи
Корона Императора Рудольфа II Габсбурга; с 1804 года — корона Австрийской Империи
Ян Вермейен (до 1559 – 1608)
Прага, 1602 год
Золото, эмаль, алмазы, рубины, сапфир, жемчуг, красный бархат
Высота 23.8 см
В 1424 году Император Сигизмунд I распорядился «хранить вечно» древнюю Имперскую корону в Нюрнберге (Германия, регион Франкония), откуда ее доставляли на каждую коронацию. У Рудольфа II была также «приватная» корона в форме митры. Она состоит из венца с геральдическими лилиями на зубцах, высокой дуги, соединяющей налобную и затылочную пластины, и собственно митры, символизировавшей милость Господню. Ян Вермейен гармонично объединил все три элемента. Он выложил их драгоценными камнями — каждый со своим значением, как на древней Имперской короне. Алмазы символизируют Христа, гаранта Царской власти. Цифра 8 представляет Императора, персонифицирующего небо и землю. Рубины геральдических лилий говорят о монаршей мудрости. Синий сапфир, укрепленный над крестом, означает «высоту небесную» — место упокоения праведников, то есть рай. Митра (первоначально сделанная из ткани) лишена драгоценностей. Жемчужины кажутся огоньками, подчеркивающими формы и линии.
Чеканный декор четырех золотых пластин иллюстрирует четыре главных титула Рудольфа II, которые выгравированы на внутренней стороне венца: IMPERATOR AVGVSTVS REX HVNGARIAE ET BOHEMIAE («военачальник, Император, Король Венгрии и Богемии»). На первой пластине он представлен победителем. На второй изображена коронация Рудольфа II как Римского Короля в Регенсбурге (Германия, регион Бавария) 1 ноября 1575 года. На третьей Рудольф коронуется как Король Венгрии в Пресбурге (ныне Братислава, столица Словакии) 26 сентября 1572 года. На четвертой — как Король Богемии (Чехии) 22 сентября 1575 года. Сложный образ Рудольфа, подобного которому не было до тех пор на коронах, демонстрирует его чувство собственного достоинства, а также «приватный» характер этой короны.
Держава Австрийской Империи
Андреас Осенбрук (?), занимался творчеством в Праге около 1610 — умер после 1625
Прага, между 1612 и 1615 годами
Золото, эмали, алмазы, рубины, сапфир, жемчуг
Высота 26.9 см
Корону Рудольфа II Император Матвей Габсбург дополнил скипетром и державой. Выбор драгоценных камней (без изумрудов) и декор копируют орнаментику короны. Сферическая держава представляет земной шар, символизируя притязания Императора на мировое господство.
Скипетр Австрийской Империи
Андреас Осенбрук (?), занимался творчеством в Праге около 1610 — умер после 1625
Прага, 1615 год
«Рог единорога» (в действительности зуб нарвала), золото, эмали, бриллианты, рубины, сапфир, жемчуг
Длина 75.5 см
Ювелир поставил подпись и дату в капсуле над древком. На наружной стороне капсулы — монограмма Императора Матвея и год начала его правления: 1612. Выбор драгоценных камней повторяет декор короны. Фигура мифического единорога, кротко положившего голову на колени Богоматери, трактуется как образ Христа. Рог животного — символ Его силы и миссии искупления. Позже единорог стал Имперской эмблемой. С 1630-х годов скипетр и держава Матвея заменили регалии Фердинанда I, перешедшие в дальнейшем к короне Чехии. Старинные Королевские регалии Чехии находились в Австрийском эрцгерцогстве с XIV века.
Корона, изготовленная для коронации австрийского эрцгерцога Иосифа (будущего Императора Иосифа II) во Франкфурте-на-Майне в 1764 году. Собачий ошейник, сумка сокольничего, манок и два колпачка для соколов
Вена, 1835 год (?)
Кожа (зеленая и красная), зеленый бархат, рельефное золотое и серебряное шитье, перья
Эти предметы были знаками отличия потомственных гроссмейстеров — егеря и сокольничего — во время церемонии принесения присяги феодальной верности землями Нижней Австрии (1835) и княжеского округа Тироль (1838).
Прочее
Корона Иштвана Бочкаи
Персия, около 1605 года
Золото, рубины, шпинели, изумруды, бирюза, жемчуг, шелк
Высота 23.3 см, диаметр 18.8–22.0 см
Дворянин–кальвинист Иштван Бочкаи (1557–1606), выступивший против Рудольфа II на религиозной почве, после крупных военных успехов провозгласил себя князем Трансильвании (Семиградья). Турецкий Султан Ахмед I признал Бочкаи; Великий визирь Лала Мехмед Паша в 1605 году передал ему корону. Однако уже год спустя Бочкаи был отравлен собственным канцлером. Граф–палатин Дьёрдь Турзо доставил корону из Венгрии в Вену в 1610 году, где она осталась напоминанием об этом историческом эпизоде. А в конце XVII века Трансильвания была присоединена к Империи Габсбургов как часть Венгрии.
Алмазная сабля
Турция, вторая половина XVII века
Дамасская сталь, золото, серебро, позолота, алмазы, цирконий, дерево, кожа
Алмазный декор выполнен в Вене около 1712 года
Длина 91.5 см; ножны длиной 82.5 см
Надпись в медальоне на набалдашнике: «Во имя Господа Милосердного»; на обороте: «Божья помощь, скорая победа и добрые вести верующим». Позолоченный серебряный декор турецкого происхождения. Сабля была инкрустирована, в том числе старинными алмазами, по случаю коронации Карла VI Королем Венгрии в 1712 году. Она также фигурировала при коронации Марии Терезии в Венгрии.
Гербовая цепь герольда Ордена Золотого руна
Нидерланды, 1517 год (?)
Золото, эмали
Окружности — 143 см наружная; 98.8 см внутренняя
Гербовая цепь составлена из цепи Ордена Золотого руна, соединенной с другой, состоящей из 26 пластин; с двумя гербовыми щитами членов Ордена на каждой. У главы Ордена было два щита. Число рыцарей — 51 — было установлено Императором Карлом V Габсбургом.