Котор и Пераст — две черногорские жемчужины в ожерелье Бока-Которского залива


Бока-Которский залив Адриатического моря: взгляд сверху

Бока-Которский (или просто Которский) залив образует уникально примечательную формацию в черногорской береговой линии Адриатического моря. Сочетание с горами придает ландшафту Которского залива сходство с норвежскими береговыми пейзажами, из-за чего этот залив иногда называют южным фиордом (что некорректно). Бока-Которский залив — пожалуй, самая яркая достопримечательность Черногории. Мое знакомство с заливом началось с серпантина, по которому я ехал в направлении моря и города Котора от деревни Негуши.

вид на Бока-Которский залив, конец XIX века

вид на Бока-Которский залив, конец XIX века

К востоку от Которского залива простирается горный массив Ловчен:

Вид на Тиватскую бухту, входящую в состав Бока-Которского залива (хорошо видна полоса Тиватского аэродрома, а также острова Михольска Превлака и Святого Марка); слева на снимке находится кусочек залива Траште, который не относится к Боке:

залив Траште

залив Траште

Один участок серпантина имеет форму литеры М. Легенда связывает это с тем, что проектировавший его инженер был тайно влюблен в черногорскую Королеву Милену:

Далее я направляюсь в город Котор:

Котор

Название Котора, конечно, не имеет отношения к кошкам, хотя надо отметить, что их здесь очень много. Котор — это славянская адаптация византийского топонима Декатера, который, вероятно, происходит от древнегреческого слова «Катарео», означающего «горячий [источник]».

вид на Котор со стороны поселка Доброта, конец XIX века

вид на Котор со стороны поселка Доброта, конец XIX века

вид на Котор с севера, конец XIX века, конец XIX века

вид на Котор с севера, конец XIX века, конец XIX века

вид на Котор с запада, конец XIX века

вид на Котор с запада, конец XIX века

дальний вид на Котор, конец XIX века

дальний вид на Котор, конец XIX века

Главное украшение Котора — могучие крепостные стены, которые непрерывно строились и перестраивались с IX по XIX век. Стены окружают старый город и поднимаются на каменистый холм, у склона которого расположился Котор. Длина их составляет 4.5 километра, высота достигает 20 метров, а толщина — 16 метров.

На вершине холма, на высоте 260 метров над уровнем моря, стоит крепость Святого Иоанна (по-итальянски bastione di San Giovanni). Она видна в правой верхней части следующего снимка.

А в его левой нижней части — церковь Богородицы Здравие, которая была построена в конце XV века, но в исторических источниках она впервые упоминается в 1518 году. Под нынешней церковью в результате археологических раскопок было обнаружено еще более старое религиозное здание, относящееся к VI веку — периоду раннего христианства.

С северной стороны Старый город Котора окаймляет короткая река Скурда, вдоль которой тоже построена стена:

Перед тем, как войти в Старый город, я посмотрел на которский порт. На мелководье стоят малые корабли, а крупные суда швартуются поодаль.

порт Котора, конец XIX века

порт Котора, конец XIX века

набережная Сеттентрионе в Которе, конец XIX века

набережная Сеттентрионе в Которе, конец XIX века

Основной вход в Старый город — Главные (Морские) ворота постройки 1555 года. Над воротами выбит (во времена социалистического правителя Иосипа Броз Тито) девиз: «Tude nećemo svoje nedamo», что означает «Чужого не надо, своего не отдадим».

В камне высечена дата «29.XI.1943». 29 ноября 1943 в городе Яйце (Босния) на второй сессии Антифашистского вече народного освобождения Югославии принято решение о строительстве после окончания Второй Мировой войны демократического федеративного государства югославских народов под руководством Коммунистической партии Югославии. Были заложены основы федеративного устройства страны из 6 республик: Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, Македония и Черногория. Королю Петру II Карагеоргиевичу было запрещено возвращаться в страну, а лондонское эмигрантское правительство лишено всех прав законного правительства Югославии.

На площади Армии стоит Часовая башня постройки 1602 года:

У подножия башни установлен позорный столб, перед которым ставили осужденных и зачитывали им приговоры. Между геральдическими изображениями имеется табличка, на которой латынью написана фраза:

HAEC ET MAIORA REPENDAM

MERITIS NON A LIVNDE

PARATIS

В приблизительном (довольно корявом, но смысл передает) переводе это означает следующее:

ЭТО И БОЛЬШЕЕ ОТВЕШУ [ЗАПЛАЧУ]

ЗА ЗАСЛУГИ НЕ ИЗ ДРУГОГО МЕСТА [НЕ СО СТОРОНЫ]

ГОТОВЬТЕСЬ

Котор, площадь Армии и Часовая башня, конец XIX века

Котор, площадь Армии и Часовая башня, конец XIX века

Дома на улицах Котора имеют вполне типичный южно-европейский облик:

Колоритный (и сильно потрепанный временем) герб украшает фасад дворца рода Бескуча (Beskuća) постройки 1776 года. Кстати, эта фамилия, принадлежавшая одному из богатейших семейств Котора, означает на черногорском «Бездомный».

В Которе во многих местах можно увидеть изображения львов. Небольшой лев приютился в декоре перил в одном дворике:

Собор Святого Трифона (Катедрала Светог Трифуна / Katedrala Svetog Trifuna) был освящен 19 июля 1166 года во имя покровителя Котора. На долю здания выпало множество испытаний; одним из самых тяжелых моментов в истории храма было катастрофическое землетрясение 1667 года. Его последствиями стало разрушение части здания, вследствие чего обе колокольни Собора пришлось построить заново. Возведенные из камня с хорватского острова Корчула, они приобрели некоторые свойственные барокко черты.

собор Святого Трифона

собор Святого Трифона

Между собой они были соединены широкой аркой-портиком, разделяющей фасад здания по горизонтали. В верхней части фасада расположено достаточно крупное окно-розетка.

В 1979 году в Черногории произошло еще одно разрушительное землетрясение. Собор Святого Трифона оказался в числе поврежденных объектов, однако к 2003 году восстановительные работы, проводимые по инициативе ЮНЕСКО, были завершены во всем городе.

Сербский православный храм Святого Николая расположен на площади Святого Луки и построен в начале XX века (1902–1909):

храм Святого Николая

храм Святого Николая

Стиль, в котором выполнена церковь — псевдо-византийский: строение однонефное, с двумя башнями на главном фасаде, на котором, кстати, запечатлен год окончания строительства.

Рядом с церковью Святого Николая видны руины католического Доминиканского монастыря XVI века:

Церковь Святого Луки датируется 1195 годом:

храм Святого Луки

храм Святого Луки

Первоначально храм был католическим, но в 1657 году, когда много православных укрылось в Которе от турецкого вторжения, венецианская администрация города разрешила им использовать церковь для православных обрядов, поэтому здесь два алтаря — католический и православный.

Церковь Святой Марии на Реке, которую видно издалека благодаря ее высокой колокольне, расположена в северо-восточной части города, рядом с речными воротами.

храм Святой Марии

храм Святой Марии

Второе ее название — Церковь Блаженной Осанны Которской. Церковь была построена в 1221 году на месте древней христианской базилики. Внутри нее хранятся мощи святой Осанны Которской — католической монахини, которая родилась недалеко от Котора в конце XV века. В юности она была принята в доминиканскую обитель, где после семи лет общинной жизни стала затворницей при храме. Осанну Которскую считают покровительницей Котора и приписывают ей спасение города во время землетрясений и чумы, а также избавление от захвата города турецкими пиратами, во время которого она призвала жителей города защищаться.

Как и все старинные города, Котор изобилует интересными архитектурными и декоративными деталями. Над входом в переулок висит изображение льва, а на доме справа можно высмотреть какой-то череп (?!):

Внимательно рассмотрю льва и девиз:

Лев держит в лапах книгу и символизирует Святого Марка с Евангелием. Девиз гласит: «Regia munitae rupis via», что означает «Главный [Царский] путь к крепости на холме». AD MDCCLX означает «с 1760 года».

И последний в моем кратком повествовании которский лев изваян в стене возле Морских ворот; он имеет классический вид главного геральдического символа Светлейшей Республики Венеция:

Пераст

общий вид сверху на Пераст, конец XIX века

общий вид сверху на Пераст, конец XIX века

Пераст лежит у подножия холма Святого Ильи (873 м), на мысе, который отделяет Рисанский залив от Которского залива (которые, в свою очередь, являются составными частями Бока-Которского залива), прямо напротив пролива Вериге — самой узкой части Боки. Вид на пролив:

Католическая церковь Святого Николая с 55-метровой колокольней — самый узнаваемый символ и достопримечательность Пераста. Этот храм, возведенный в честь святого покровителя мореплавания, стал демонстрацией могущества средневекового города. Церковь была построена в 1616 году. В XVIII веке предпринималась попытка еще раз перестроить церковь Святого Николая, но процесс так и не был завершен — строительству помешали наполеоновские войны. Поэтому сегодня храм представляет собой единое целое из частей сразу нескольких церквей.

набережная Пераста, конец XIX века

набережная Пераста, конец XIX века

Хотя я находился в Перасте слишком мало времени, чтобы посетить городской музей, все же не мог не обратить пристальное внимание на его здание.

Музей был основан в 1937 году, а с 1957 года находится во дворце Буйовичей. Дворец, возведенный в 1694 году из камней, оставшихся от Герцег-Нови после его освобождения от турецкой армии, послужил подарком Венеции капитану Вицко Буйовичу. Присутствие на здании венецианских львов имеет очевидную причину.

Любителям геральдики тут есть на что посмотреть:

Самым большим дворцом города считается особняк Смекья, состоящий из двух корпусов.

дворец Смекья

дворец Смекья

Строительство дворца на берегу бухты продолжалось несколько столетий и было завершено только в 1936 году. Два дворцовых строения возведены по разные стороны дороги и объединены коридором на уровне верхних этажей.

дворец Смекья

дворец Смекья

Еще один знаменитый дворец находится на северо-западе города. Жители Пераста называют его Бискупией, что означает «Жилье епископа» (на фотографии в левой части, левее колокольни).

дворец Змайевичей (слева от колокольни)

дворец Змайевичей (слева от колокольни)

Несколько представителей рода Змайевичей, которому принадлежал особняк, возведенный в 1664 году, дослужились до епископского титула. Наверное, этот факт объясняет наличие на территории дворцового комплекса часовни с выразительной колокольней. И церковь, впоследствии ставшая мавзолеем, и сам дворец украшены стилизованным изображением змея, который является эмблемой Змайевичей.

герб рода Змайевичей

герб рода Змайевичей

На горе Святого Ильи неподалеку от церкви Святого Креста в 1570 году была построена мощная одноименная крепость. Сейчас она представляет собой развалины.

крепость Святого Креста

крепость Святого Креста

Ею управлял кастелян, в распоряжении которого был небольшой отряд. В XVII столетии крепость была расширена на средства местных жителей. Четырехэтажная цитадель из прочного камня с башнями для наблюдателей сыграла значительную роль в обороне города от набега османов в 1654 году. В XIX столетии, когда Пераст был присоединен к Австро-Венгерской Империи, нужда в крепости отпала, и она быстро обветшала.

Еще один особняк, получивший свое название по имени прославленного рода Висковичей, знаменит тем, что в его конструкцию гармонично включена старинная оборонительная башня, которая была построена в начале XVI века. К этой башне примыкают здания старого и нового дворцов и лоджии, на которой разбили небольшой садик.

дворец Висковичей

дворец Висковичей

Устричная ферма недалеко от Пераста:

Острова Святого Георгия и Мадонна-на-Скале

Пераст симпатичен сам по себе, но особый шарм ему придает близость двух примечательных островков. Это острова Святого Георгия и Госпа-од-Шкрпьела (соответственно, слева и справа на снимках):

вид на острова Святого Георгия и Госпа-од-Шкрпьела, конец XIX века

вид на острова Святого Георгия и Госпа-од-Шкрпьела, конец XIX века

Остров Святого Георгия (Свети Ђорђе) имеет естественное происхождение.

остров Святого Георгия

остров Святого Георгия

Здесь расположено недействующее ныне Бенедиктинское аббатство XII века.

Другим важным объектом на острове является старинное кладбище, использовавшееся для захоронений знати Пераста, а впоследствии и всей Боки. Из-за этого Свети-Джурдже иногда называют Островом Мертвых. Кстати, в Южной Европе кипарисы ассоциируются со смертью и часто высаживаются на кладбищах. По этому поводу уместно сказать о картине «Остров Мертвых» швейцарского художника Арнольда Бёклина (1827–1901). Вряд ли Бёклин бывал в Бока-Которском заливе, и непосредственным прототипом для острова на его картине послужили другие места. Но, так сказать, «модель» здесь та же самая, поэтому в отношении острова Святого Георгия резонно использовать выражение «навевает мысли» — мысли в духе memento mori.

Арнольд Бёклин. «Остров Мертвых» (III версия)

Арнольд Бёклин. «Остров Мертвых» (III версия)

А в 1977 году другой именитый швейцарец — Ганс Руди Гигер (прославившийся, в том числе, тем, что его работы инспирировали образ Чужого) — написал картину «Посвящение Бёклину»

Ганс Руди Гигер. «Посвящение Бёклину»

Ганс Руди Гигер. «Посвящение Бёклину»

Второй остров называется Госпа-од-Шкрпьела (Госпа од Шкрпјела), что означает «Мадонна на Рифе» или «Божья Матерь на Скале» (от латинского «scropulus» — «риф»).

остров Госпа-од-Шкрпьела

остров Госпа-од-Шкрпьела

остров Госпа-од-Шкрпьела, конец XIX века

остров Госпа-од-Шкрпьела, конец XIX века

Госпа-од-Шкрпьела является, возможно, единственным рукотворным островом Адриатики. Он был построен поверх рифа после того, как в 1452 году два моряка из Пераста, братья Мортешичи, нашли на нем икону Богородицы, которая излечила одного из них от болезни. После этого икона сразу стала почитаемой.

Первоначально риф был лишь немного выше поверхности воды, но горожане в течение 200 лет затапливали рядом с ним захваченные пиратские и свои старые корабли; кроме того, был принят закон, согласно которому каждый проходящий мимо рифа корабль должен был здесь бросить на дно камень. Так было создано плато, площадь которого составляет примерно 0.3 гектара.

На острове была построена католическая церковь Божьей Матери (серб. Црква Госпа од Шкрпјела; хорв. Crkva Gospa od Škrpjela; итал. Chiesa della Madonna dello Scarpello). Современный вид она приняла после реконструкции, предпринятой после Великого землетрясения 6 апреля 1667 года. Церковь построена в византийском стиле и достигает 11 метров в высоту.

Считается, что жители Пераста построили церковь не только потому, что желали видеть Деву Марию покровительницей своих моряков, но также чтобы закрепить за собой власть над рукотворным островом в противовес власти Котора над островом Св. Георгия.

Украшения на фасаде церкви и интересного вида герб:

Вид с острова на акваторию Боки и побережье:

Настало время прощаться с Перастом. Кидаю последний взгляд на острова:

Паромная переправа

Последнее интересное впечатление от Бока-Которского залива, о котором я хотел сказать, связано с паромной переправой между населенными пунктами Лепетане и Каменари. Для меня этот вид транспорта непривычен, поэтому хорошо запомнилось небольшое плавание посредством парома.

Здесь находится вышеупомянутый пролив Вериги, то есть «цепь». Цепь натягивалась в старые времена для защиты от пиратов и прочих незваных гостей с моря.

Вдали находится город Пераст: