Флаг и герб индийского Княжества Сикким


Регион Сикким иногда называют последней гималайской Шангри-Ла (литературной аллегорией Шамбалы) из-за его удаленности и прекрасных высокогорных пейзажей. Примечательно, что в 1924 году в течение девяти месяцев в Сиккиме жил Николай Константинович Рерих с семьей.

История Сиккима

С 1642 года Сикким был Княжеством (также в некоторых информационных источниках можно встретить статус Королевства), возглавляемым монархом с титулом Чогьял («праведный правитель»), вассальным по отношению к Тибету. Чогялы представляли династию Намгьялов. В период с 1717 по 1733 годы на Сикким постоянно нападали непальцы (однажды полностью разрушившие столицу) с запада и бутанцы с востока. В результате Сикким потерял бóльшую часть своей территории. В 1791 году китайская Императорская династия Цин направила войска, чтобы защитить Сикким и Тибет от гуркхов, после чего установила контроль над Сиккимом.

После установления британского контроля над соседней Индией Сикким стал искать союза с англичанами против общего врага — Непала. Позже отношения Сиккима с англичанами испортились, и это привело к тому, что в 1861 году Сикким стал британским протекторатом. В 1950 году Сикким стал индийским протекторатом. В 1975 году Сикким был оккупирован индийскими войсками, позже там прошел референдум, на котором 97% населения высказалось за вхождение в состав Индии. Монархия прекратила существование.

Герб Княжества Сикким

Герб Княжества Сикким

Герб Княжества Сикким

Дизайн герба имеет европейский стиль, так как его нарисовал англичанин Роберт Тейлор. Герб был дарован магарадже Тхутобу Намгьялу (1874–1914) на заседании дурбара в Дели в 1877 году. Дурбар — это совет знати и торжественный прием у монарха в средневековых мусульманских государствах. В этом значении употреблялся в колониальной Индии — дурбар при вице-короле Индии и губернаторах провинций.

В центре золотого щита размещен голубой цветок лотоса (падма) с алым семенем внутри. Его окружает пояс из 12 пурпурных амулетов. Падма — символ чистоты; трон из лотоса символизирует обретение просветления. В данном случае лотос как один из четырех знаков–атрибутов Вишну является индуистским символом административной власти.

Поверх щита — развернутый вправо (для зрителя влево) рыцарский шлем европейской формы с ламбрекеном (кусок материи, покрывающей шлем) золотых и пурпурных цветов. Над шлемом лазоревая раковина моллюска (санкха). Санкха является символом произнесенного слова. Также входит в число четырех знаков Вишну. В данном случае раковина символизирует религиозную власть.

Держатели щита — красные драконы, напоминающие валлийских. Драконы называются друки, они символизируют обновление и трансформацию и служат знаком китайского Императора. В данном случае они показывают значение сюзеренитета китайской Императорской власти для Сиккима, но могут также интерпретироваться как символы самого сиккимского магараджи.

Девиз Ом мани падме хум — главная мантра в буддизме Махаяны: «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!».

Флаг Княжества Сикким (1914–1962 годы)

Флаг Княжества Сикким

Флаг Княжества Сикким

Будучи построенным по европейским принципам, герб Сиккима может считаться спорным. Флаг с буддистскими элементами гораздо более соответствует местной специфике. Флаг появился в 1877 году и использовался до 1962 года.

На флаге изображена Дхармачакра, или Колесо закона, связываемого с Царем Царей. Она олицетворяет праведность, добродетельность, которая является законом даже для Великого Монарха. Колесо символизирует правителя страны. В центре Дхармачакры находится закручивающийся знак (свастика) гакил, символизирующий непрерывное изменение и движение. В верхних угла флага находятся Солнце и Луна — символы народа и государства. Таким образом, представлены три условия человеческой организации власти — Империя, Государство и Правитель.

Эта схема типична для китайской геральдики. В Китае Солнце и Луна помещались на халат Императора, декорированного также драконами. В Корее Король (или Император) восседали перед ширмой, на которой изображены те же небесные Светила. В Тибете почитание государства сопровождается почитанием (в форме изображений государственных символах) Солнца и Луны. В Непале Королевский лев со штандартом стоит между Солнцем и Луной. А в соседнем Бутане Королевская печать помещается перед горным хребтом, над которым сияют Солнце и Луна. И таких примеров еще много.

Вокруг Дхармачакры изображены Семь Драгоценных Камней (ринчен дун). Они имеют свои символические значения (с правого верхнего угла, по часовой стрелке): слоновьи бивни, шапка ламы, серьги Короля, коралловая ветвь, колокольный звон (гармония), серьги Королевы, скипетр.

Центральная часть флага окружена с трех сторон буддистским «Огнем Сознания».

С 1975 года флаг Княжества Сикким запрещен.