Венское царство Хроноса — музей часов и полуденный парад героев


— Этот? Чтобы он снова ходил? — спросил удивленно антиквар и, сдвинув очки на лоб, уставился на меня в полной растерянности. — Да зачем он вам? Одна-единственная стрелка и… и никаких цифр, — добавил он, задумчиво рассматривая хронометр в ярком свете рабочей лампы, — вместо них какие-то диковинные цветы, животные, даже демоны… — Принялся считать загадочные символы, закончив, недоуменно поднял на меня глаза: — Четырнадцать? Вообще-то циферблат принято делить на двенадцать частей! Первый раз в жизни вижу столь странный механизм. Мой вам совет, сударь, оставьте этот хронометр в покое — стоит он, ну и пусть себе стоит. Тут и двенадцать-то часов иной раз кажутся вечностью. Ну как, скажите на милость, узнать по нему правильное время? Да и кому нынче взбредет в голову жить по таким нелепым часам! Разве что какому-нибудь законченному сумасброду, чудаку не от мира сего…

Густав Мейринк «Часовых дел мастер»

 

Он указал на большие часы, висящие высоко на стене, и спросил, правильно ли те показывают время.
— Они всегда точны, — ответил художник, — ибо я никогда не видел, чтобы их стрелки хоть раз сдвинулись с места.

Томас Лиготти «Странный замысел мастера Риньоло»

Музей часов

Интересной достопримечательностью Вены является Музей часов (Uhrenmuseum), первые экспозиции которого открылись в 1921 году.

На трех этажах одного из самых старых домов австрийской столицы — Palais Obizzi (дворец Обицци) — представлено порядка тысячи экспонатов, относящихся к периоду с XIV по XX столетие.

Это самые простые часы, башенные, каминные, настенные и напольные, а также карманные часы разных эпох, часы в статуэтках, картинах, вазах, игрушках, украшениях, нагрудные, солнечные, с кукушкой (Kuckucksuhren), с маятником.

Шварцвальдские часы, XVIII–XIX вв.

Шварцвальдские часы, XVIII–XIX вв.

Солнечные часы 1554 года

Солнечные часы 1554 года

Музейное собрание началось с частных коллекций учителя средней школы и первого директора музея Рудольфа Кафтана и писательницы баронессы Марии фон Эбнер-Эшенбах. В многообразии часов и часовых механизмов, собранных в музее, наглядно представлено, как изменялись и развивались технология и декор их изготовления.

Меня особенно заинтересовали астрономические часы, которые показывают не только время, но и определяют продолжительность дня и орбитальное расположение планет.

Есть также часы, в которых прямо присутствует тема географии:

Астрономические часы, изготовленные сельским клириком Михаэлем Крофичем (Лёйтшах). Высота 280 см, ширина 118 см. Эти грубоватые часы, автор которых был сосредоточен больше на содержании, нежели на форме, показывают лунный и планетарные циклы, григорианский, турецкий, русский (видимо, юлианский), персидский календари, а также французский революционный календарь (действовал в 1793–1806 годах).

Отдельного внимания заслуживает коллекция карманных часов, принадлежавшая Марии Эбнер-Эшенбах, а также башенные часы начала XV века и напольные часы в корпусе из голубого фарфора, прежде находившиеся в Бад-Ишле на вилле актрисы Катарины Шратт. Интересно, что многие экспонаты Венского музея часов все еще функционируют.

Часов без декора в музее практически нет, но некоторые выделяются особенно изысканным дизайном:

В таких часах утилитарность полностью уступает место эффектному и экзотичному внешнему виду:

Часы в стиле «вечного двигателя»:

Еще одни оригинальные часы:

А у этих часов (1820) дизайн радует своей веселой тематикой. Они изображают Гансвурста, комического героя немецких народных представлений (аналог русского Петрушки):

Тему развлечений продолжают часы справа во втором ряду:

Это каминные часы работы Антона Гэклера (Фёрнбах, регион Шварцвальд, Германия) примерно 1875 года. Украшены фигурой Гамбри́нуса (Gambrinus) — легендарного короля, считающегося изобретателем пивоварения. Каждые пять минут Гамбринус наливает себе некий напиток из бутылки и опустошает кубок, закрывая глаза от блаженства. Гамбринус в европейской культуре стал персонифицированным выразителем принципа Joie de vivre, то есть «наслаждения жизнью» (эпикурейства). О Гамбринусе (под именем Гамбривиус) впервые сообщает в 1519 году немецкий историк Иоганн Авентин в своих «Баварских анналах». Авентин пишет, что Гамбривиус был сыном Марса, одного из германских племенных королей. Гамбривиус, согласно «Анналам», взял в жены египетскую богиню материнства и плодородия Исиду, которая вместе с богом Осирисом научила его пивоваренному искусству. Согласно другим данным, первым такую версию о происхождении Гамбринуса изложил немецкий поэт Буркард Вальдис в 1543 году.

Другие возможные прототипы Гамбринуса:

● Жан (Иоанн, Ян) I Победитель (1253–1294) — герцог Брабантский, герцог Лимбурга. Миннезингер, любитель турниров, большой поклонник дам, покровитель поэтов, Жан I был одним из самых влиятельных нидерландских князей конца XIII века.

● Жан II Бесстрашный (1371–1419) — герцог Бургундский из бургундской ветви династии Валуа.

Собственно имя Гамбринус появилось в 1574 году в Антверпене в результате опечатки в тексте доминиканца Анния из Витербо, превратившей Гамбривиуса в Гамбринуса, причем речь шла об упомянутом древнеримским историком племени Gambrivii (Тацит также упоминал древнегерманское племя Marsi). В дальнейшем эти Гамбринусы-Гамбривиусы слились.

Забавны часы справа в нижнем ряду (на предыдущем фото), изображающие собаку. Пользоваться такими часами, наверное, не очень удобно, но зато они приятны на вид.

Весьма оригинальная конструктивная идея, подразумевающая встраивание часов в сюжеты картин:

В нижеследующем наборе я обратил внимание на часы в центре верхнего ряда и слева в нижнем ряду:

Часы в центре верхнего ряда подкупили меня сентиментальным сюжетом:

Каминные часы (Вена, 1810 год) слева в нижнем ряду связаны с интересной историей.

В 1807 году австрийский часовщик Якоб Деген первым объединил крылья с аэростатом, частично компенсирующим вес аппарата и его пилота. 12 ноября 1808 года в венском манеже он впервые (с поправкой на указанные ниже обстоятельства) в истории полетов оторвался от земли при помощи летательного аппарата тяжелее воздуха. «Махолет» Дегена приводился в действие самим воздухоплавателем. Самостоятельно такая машина летать не могла, но когда изобретатель прикрепил сверху небольшой воздушный шар, наполненный водородом, вес всей конструкции вместе с испытателем уменьшился до 18 килограммов. Такой аппарат, интенсивно махая крыльями, мог ненадолго подниматься над землей и совершать небольшие полеты. Когда движения крыльев прекращались, он медленно спускался, при этом крылья играли роль парашюта.

Впоследствии воздухоплаватель гастролировал со своей машиной по Европе, совершая публичные полеты за деньги. Другого практического применения для нее не нашлось. Поскольку не все гастроли проходили успешно (более того, некоторые вызвали сильные скандалы), в дальнейшем Деген разочаровался в своей конструкции.

Часы с вертикальной линейной шкалой, характерные для Китая и Японии:

И еще одни часы неевропейского содержания представлены на нижеследующем коллаже слева. Как и многие древние народы, иудеи использовали для обозначения цифр буквы алфавита. Каждая из 22 букв иврита имеет свое числовое значение от 1 до 400. Ноль отсутствует.

Пожалуй, больше всего меня поразили часы работы Карла Моравеца (Вена, 1891 год) высотой 201 см.

Они содержат два автоматических механизма — шахтера с тележкой и два подъемника, которые двигаются раз в полчаса. Часы были подарены владельцами горнодобывающих предприятий Императорско-Королевскому Главному инспектору шахт Христиану Млады из Брюкса (ныне город Мост в Северной Чехии). На изготовление этих часов ушло 150 дней упорного труда.

Анкерные часы на площади Хоэр Маркт

Часы Ankeruhr созданы в 1914 году австрийским скульптором и художником Францем фон Мачем. Часовой механизм создан Францем Моравецом, орга́н — братьями Ригер, и было задействовано много других мастеров. Часы находятся на площади Высокого рынка (Хоэр Маркт). Первый запуски состоялся 18 августа 1915 года.

То, что у обычных часов считается циферблатом, здесь представляет собой круглую декоративную мозаику из металла, стекла и мрамора. В центре изображен старый герб Вены, вокруг расположены двенадцать геральдических щитов, демонстрирующих символы науки, изобразительного искусства, музыки, театра, торговли, промышленности, а также хорошую еду и напитки в Вене и проч. Корпус часов выполнен из меди с позолотой. Наверху изображены аллегории времени: ребенок с золоченой бабочкой, символизирующий жизнь, и фигура с песочными часами, означающая смерть. В постаменте простерся дракон линдворм (также интерпретируется как василиск, с которым Вену связывает особая легенда).

Задняя сторона Анкерных часов:

Низ Анкерных часов изображает сфинксов и небесный свод со знаками зодиака (почему-то только в количестве пяти).

Опорную конструкцию часов поддерживают две пары голов: Ева (с яблоком) и дьявол; ангел и Адам.

Вместо привычного циферблата в верхней части щита укреплена горизонтальная шкала, разделенная на четверти часа. Каждый час в левой части шкалы появляется римская цифра и фигура исторического деятеля, сыгравшего важную роль в истории Вены. Пройдя под шкалой, в начале следующего часа фигура уходит в правую часть галереи. В конце каждого часа можно видеть двух исторических деятелей одновременно.

Чтобы увидеть шествие или, как иногда говорят, «танец» всех персонажей Анкерных часов, к ним следует прийти в полдень. Тогда на протяжении четверти часа проходят под музыку все 12 деятелей австрийской истории. Высота каждой фигуры составляет примерно 2.7 метра.

Первый час: римский Император Марк Аврелий. Его считают основателем Вены. На площади Хоэр Маркт раскопаны остатки домов военачальников времен римского лагеря Виндобоны, ставшего основой нынешней Вены. Марк Аврелий умер от чумы именно в Виндобоне в 180 году от Р.Х. Музыка — «Ода Победы».

Два часа: Император Карл Великий, основатель Священной Римской Империи Германской Нации. Музыка — «Песнь Гильдебрандта».

Три часа: герцог Австрии Леопольд VI Бабенберг (1176–1230) с супругой Теодорой Византийской. Музыка — «Песнь Нибелунгов».

Четыре часа: рыцарь-миннезингер Вальтер фон Фогельвейде (около 1160–1170 — после 1228). Музыка — «Песнь Крестоносца».

Пять часов: Король Германии Рудольф Габсбург с королевой Анной. Музыка — «Песнь Миннезингера».

Шесть часов: Ганс Пухсбаум (примерно 1390–1454), зодчий Собора Святого Стефана. Музыка — «Есть в Австрии замок».

Семь часов: Император Максимилиан I Габсбург. Музыка — «Инсбрук, я должен покинуть тебя». В конце часа Императора Максимилиана слышны характерные для Вены звуки — цокот копыт лошадей и стук колес проезжающего фиакра.

Восемь часов: Иоганн Андреас фон Либенберг (1627–1683), бургомистр Вены в 1680–1683 годах, во время драматичной осады города турками. Музыка — «Ах, мой милый Августин, все прошло, все…».

Девять часов: фельдмаршал граф Эрнст Рюдигер фон Штаремберг (1638–1701), герой обороны Вены от турок в 1683 году. Музыка — «Военная песнь» XVII века.

Десять часов: великий полководец принц Евгений Савойский (1663–1736). Музыка — «Принц Евгений, благородный рыцарь».

Одиннадцать часов: Императрица Мария Терезия с супругом Францем I Стефаном Лотарингским. Музыка — «Менуэт» Вольфганга Амадея Моцарта.

Двенадцать часов: композитор Франц Йозеф Гайдн (1732–1809). Музыка — его «Творение».